urukhaj (urukhaj) wrote,
urukhaj
urukhaj

Category:

Наука и преподавание, прод.

Возвращаясь к науке и преподаванию. Я уже писал о том, что у нас принято эти вещи смешивать, поскольку "по-западному" положено, чтобы учёный обязательно преподавал. Действительно, кое-где такое есть, но там, где есть (в США, например) - абсолютно иная аудиторная нагрузка, т.е. это совсем другое преподавание. У нас же под преподаванием понимают, как верно выразился salery, "беганье по урокам", совершенно несовместимое с какими бы то ни было научными занятиями. И сейчас, в ходе якобы либеральной реформы (опять её противники проклинают мифических "неолибералов", хотя прекрасно известно, кто именно её инициировал, и взгляды этих людей весьма далеки от либерализма) эту нагрузку УВЕЛИЧИВАЮТ. Результат понятен.
Дело, однако, не только в этом. Дело в том, что в действительности исследовательская работа и преподавание - не просто не одно и то же, а во многом взаимоисключающие занятия. Конечно, бывает так, что хороший учёный оказывается и хорошим преподавателем. Но это примерно та же ситуациz, при которой хороший учёный, оказывается, например, великолепным охотником. Для этих занятий - науки и преподавания - требуются совершенно разные типы личности. Учёный должен быть, прежде всего, аналитиком, т.е. уметь и любить холодно и бесстрастно изучать реальность, абстрагируясь от собственных вкусов, пристрастий, предвзятости. Для преподавателя - особенно такого, который будет популярен среди 17-летних студенток - нужно совсем иное. Прежде всего, любовь и умение НРАВИТЬСЯ, т.е. определённые актёрские способности. Вспоминая, кто был наиболее популярен там, где я учился, и впоследствии, в тех вузах, к которым имел какое-то отношение, могу сказать, что почти всегда это были весьма посредственные учёные (если учёные вообще). А вот два человека, которых в своей специальности я ставлю выше всего, как раз никакой популярностью как преподаватели не пользуются. Наука же - преимущественно занятие людей, склонных к уединению, которые могут отгородиться от внутреннего и внешнего "шума". Это тоже свойственно совершенно особым типаv личности.
Конечно, есть и исключения, но не они определяют правила. Именно поэтому абсурдна система, при которой зарплата преподавателя зависит от его оценки студентами (слышал, что такое есть в ВШЭ). Человека могут адекватно оценить только равные ему, а не 17-летние глупые девчонки. Кстати, несколько "попсовый" оттенок американской гуманитарной науки связан, как мне представляется, во многом именно с этим обстоятельством. С тем, что выше ценятся не те, кто может создать по-настоящему серьёзное исследование, а те, кто придумает очередную броскую "концепцию" (по-американски это называется conceptualization) или те, кто умеют красиво говорить и писать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments