urukhaj (urukhaj) wrote,
urukhaj
urukhaj

Categories:

писатель Богомолов

Не так давно я должен был лететь на самолёте, а взять с собой книжку забыл. В результате в каком-то баре в аэропорту я прихватил лежавшую там, видимо, для создания атмосферы домашнего уюта старую "Роман-газету". В ней оказалась вторая часть известного произведения советского военного писателя Богомолова "В августе 44-го..." (он же - "Момент истины"). Надо сказать, что я о существовании такого писателя узнал очень поздно: когда вышел фильм (который я, естественно, не смотрел). В честь чего названа передача Караулова и кто автор литературной основы фильма Тарковского "Иваново детство", я не знал. Так что эксперимент можно назвать чистым. Никаких предубеждений ни за, ни против у меня не было.

Начал я читать с ленцой, думаю, что это обычные советские "Кончай! - зычно крикнул Калюжный" (реальная фраза в моём школьном учебнике русского языка - из какого-то советского шедевра), но, оказалось, - нет. Точнее, советское (и ещё какое!), но не "обычное". По мере продвижения, читал всё с бОльшим и бОльшим интересом и вот теперь готов поделиться впечатлениями.

Написано очень не дурно. По жанру и стилистике - это типичный американский военный боевик (очень не исключаю даже, что нечто подобное, а не "личный опыт", лежит в основе этого текста; но об этом ниже). Нет типичной для русско-советской литературы "страдательной" интонации, характерной для абсолютно всех писателей-фронтовиков. Война у Богомолова - это серьёзная работа, которой занимаются серьёзные мужчины. Участвуют в ней многие, но по-настоящему "понимают" только, конечно, рыцари "плаща и кинжала" - сотрудники СМЕРШ. И здесь мы подходим к главному - к идеологии.

На первый взгляд, идеологии в романе вообще практически нет. Упоминается, конечно, членство в КПСС, комсомоле и т.д., но так, вскользь, и без собственно идеологического педалирования (ну как, если бы автор, писавший о войне 12 г., упомянул о том, что кого-то за военный подвиг поверстали в дворяне). Люди воюют исключительно за государство, во главе которой находится всеми уважаемый Верховный, как и рядовые смершевцы, понимающий что к чему, но ещё и лучше всех.

Врагов - нет. Это просто абстрактное, 150-процентное зло. Ни одного образа врага не даётся, у читателя не должно возникать даже на секунду впечатления о том, что это тоже какие-то там в чём-то люди. Напомню (а тем, кто не читал, - расскажу), что суть интриги состоит в разоблачении доблестными суперменами-смершевцами в некоем литовском лесу немецких агентов. Главным немецким агентом является русский белоэмигрант Мищенко - "русский из казаков, сын крупного землевладельца, есаула царской армии". Если даже в таком в общем-то ходульном произведении, как "17 мгновений весны", немцы, в соответствии с традицией русской психологической прозы описываются как бы реалистично (да так что начинаешь чуть ли не Мюллеру симпатизировать), здесь всё просто, как палка. "Психология" может быть только у "наших". "Ненаши" - это вот что: http://www.minzdravcorporation.narod.ru/3-94.htm

Вплоть до вот этого: "В 1933 году во время очередной ходки на территорию СССР, преследуемый пограничниками, проделал семисоткилометровый переход по тайге. При этом, утопив при переправе оружие и продукты, убил самого молодого члена своей группы, мясом которого вместе с остальными питался в течение двух недель" (это якобы отрывок из якобы реальной ориентировки; весь роман представляет собой монтаж собственно литературного текста и таких вот "документов").

Ещё один момент - это отношение к собственно фронтовикам. В романе выведен образ такого честного и храброго фронтового офицера Аникушина, что характерно, ещё и интеллигента. На фронте он хорош, но, будучи прикомандирован к суперменам из СМЕРШ от комендатуры, оказывается типичным "лохом", чуть не заваливает операцию, а потом глупо погибает. Мораль тут такова: какой бы ты ни был хороший, товарищи из органов всё равно всё знают лучше. Видят они дальше и понимают больше. Сиди и не рыпайся. Ты со своей фронтовой моралью и всяким там фронтовым товариществом - может, человек и хороший, но в "серьёзных" вещах не разбираешься, а они решаются "понимающими": начиная с Верховного, кончая "волкодавами-чистильщиками" на местах (это тоже, конечно, радикально расходится с "окопной прозой"). В описании последних автор, правда, несколько перестарался. Там есть всё, что можно встретить в приключенческих романах, начиная с Фенимора Купера: и стрельба по-македонски (какой-то наивный читатель ещё в советское время написал письмо в газету, что в реальном бою так стрелять невозможно; но это замяли), и "качание маятника"...

Вот собственно и всё о самом романе. Повторяю, что несмотря на то, что его идеология для меня абсолютно омерзительна, читать его было интересно. Но ещё интереснее было узнать, что это за человек такой - писатель Богомолов. Вот был Василь Быков, все его видели, известно, кто это. Есть Юрий Бондарев. А кто такой Богомолов? Я заинтересовался и полез в интернет. Собственно, то, что я там нашёл, меня не очень удивило (и так было понятно, что что-то тут не то). Я поставил вопрос о, так сказать, классовой, политико-идеологической сущности этого явления. Грубо говоря, зачем и для чего был нужен этото роман в 1970-е годы?

продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments